Участки недр это

Предлагаем ознакомится со статьей: "Участки недр это" с полным описанием всех сопутствующих вопросов. В любое время, когда возникнут вопросы задавайте их дежурному специалисту.

Понятие «участок недр». Участки недр, предоставляемые в пользование. Виды участков недр

В законах и иных нормативных правовых актах понятия «участок недр» и «недра» нередко неправомерно отождествляются. Под участком недр в соответствии с Законом РФ «О недрах» следует понимать используемую часть недр, представляющую собой геометризированный (ограниченный географическими координатами) блок недр в пределах территории РФ и ее континентального шельфа. Гражданское законодательство относит участки недр к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость). Участки недр могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в которой их оборот допускается законодательством о недрах.

Пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей природной среды.

Федеральный орган управления государственным фондом недр по согласованию с субъектами РФ вправе устанавливать предельные размеры участков недр, количество участков и предельные запасы полезных ископаемых, предоставляемых в пользование.

Участки недр совместным решением органов государственной власти РФ в сфере регулирования отношений недропользования и субъекта РФ могут подразделяться на участки недр федерального, регионального и местного значения.

Статус участков недр федерального значения в соответствии с законодательством о недрах получают отдельные участки недр, в том числе содержащие месторождения полезных ископаемых, которые в целях гарантированного обеспечения государственных потребностей РФ стратегическими и дефицитными видами ресурсов недр, наличие которых влияет на национальную безопасность РФ, обеспечивают основы ее суверенитета, а также выполнение обязательств РФ по международным договорам. Статус объектов федерального значения они получают на основании совместных решений федеральных органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования и органов государственной власти субъектов РФ.

Понятие «участок недр» по мере успешного проведения поисковых и разведочных работ правомерно заменяется понятием «месторождение».

Часть месторождений федерального значения, в том числе освоенных и подготовленных к добыче полезных ископаемых, может включаться в Федеральный фонд резервных месторождений.

В соответствии с законодательством о недрах к объектам федерального значения, в частности, могут относиться месторождения газа, имеющие стратегическое значение для газоснабжения в РФ. Обоснование необходимости отнесения месторождения газа к объектам федерального значения, а также предложение о его отнесении к таким объектам вносится на рассмотрение Правительства РФ федеральным органом исполнительной власти.

Отнесение месторождения газа к объектам федерального значения осуществляется Правительством РФ по согласованию с органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположено месторождение газа.

В целях обеспечения энергетической безопасности РФ часть месторождений газа федерального значения, эксплуатация которых в установленном федеральным законом порядке отнесена на последующий период, решением Правительства РФ по представлению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного координировать деятельность организаций топливно-энергетического комплекса РФ, может быть включена в Федеральный фонд резервных месторождений газа. Федеральный фонд резервных месторождений газа формируется из числа открытых и разведанных месторождений газа, для которых лицензии на добычу газа не выданы.

При включении в Федеральный фонд резервных месторождений газа месторождения, поиск и разведку которого организация провела за счет собственных средств, указанная организация получает компенсацию из средств федерального бюджета в размере фактически произведенных затрат и прибыли, равной величине ставки рефинансирования ЦБ РФ. Правительство РФ предусматривает соответствующие расходы в федеральном бюджете.

Решение о вводе в эксплуатацию месторождения газа из Федерального фонда резервных месторождений газа принимается Правительством РФ.

В целях обеспечения надежного газоснабжения в РФ Правительство РФ может без проведения конкурса принять решение о передаче месторождения газа федерального значения в эксплуатацию организации, осуществившей за счет собственных средств поиск и разведку указанного месторождения, организации-собственнику Единой системы газоснабжения, организации-собственнику региональной системы газоснабжения или о проведении конкурса на передачу указанного месторождения в эксплуатацию [88].

Организации, которой передано месторождение газа федерального значения в эксплуатацию, предоставляется лицензия, оформленная в порядке, установленном законодательством РФ.

Законодательством предусмотрено выделение Федерального фонда резервных месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, который формируется в целях регулирования объемов добычи драгоценных металлов и драгоценных камней, а также в целях обеспечения в перспективе потребностей РФ в драгоценных металлах и драгоценных камнях.

В него включаются отдельные разведанные месторождения драгоценных металлов и драгоценных камней, состоящие на государственном учете и не переданные в пользование или изъятые из пользования.

Решение о включении отдельных разведанных месторождений в Федеральный фонд резервных месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней принимается Президентом РФ совместно с органами государственной власти субъектов РФ.

Распоряжение этим фондом осуществляется Правительством РФ в порядке, установленном законодательством РФ. Условия использования разведанных месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней согласовываются с органами исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых располагаются указанные месторождения.

Участок недр предоставляется пользователю решением Правительства Российской Федерации, совместным решением федерального органа управления государственным фондом недр.

Она должна содержать: данные о пользователе, об органе, ее предоставившем, целевом назначении работ, границах участка недр, сроках, условиях платежей.

Пользование участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей среды.

Источник: http://www.bibliotekar.ru/4-1-1-gornoe-pravo/101.htm

Статья 2.3. Участки недр местного значения

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 364-ФЗ настоящий Закон дополнен статьей 2.3

Статья 2.3. Участки недр местного значения

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 2.3 настоящего Закона

К участкам недр местного значения относятся:

1) участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые;

2) участки недр, используемые для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых;

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 8 января 2020 г. — Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 505-ФЗ

3) участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (далее — питьевое водоснабжение) или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки, а также для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих товариществ.

Читайте так же:  Первая и вторая очередь наследников, если нет завещания

Подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения в отношении указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи участков недр местного значения осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами.

Порядок подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения или отказа в согласовании таких перечней устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр.

Источник: http://base.garant.ru/10104313/9b4beb5583a0da68549c480ddd5b0837/

Подземные воды

При решении вопроса получения права пользования участком недр для геологического изучения и добычи подземных вод, прежде всего необходимо определить уровень полномочий.

Так в соответствии со статьей 2.3 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»

участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (далее — питьевое водоснабжение) или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки, а также для целей хозяйственно-бытового водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих товариществ.

Распоряжение участками недр местного значения, а также нормативное регулирование предоставления в пользование данных участков, осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Если водообор на участке составляет свыше 500 кубических метров в сутки, или участок недр относится к участкам недр федерального значения в силу расположения в границах земель при пользовании которыми необходимо использование земельных участков из состава земель обороны, безопасности — распоряжение им осуществляют Роснедра и его территориальные органы.

При подаче заявления необходимо руководствоваться требованиями Приказа Минприроды России от 26.02.2018 N 64 «Об утверждении Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения, на участках недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, или для осуществления геологического изучения участков недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи».

Источник: http://szfo.rosnedra.gov.ru/page/375.html?mm=628&ml=616

Земельный участок и недра под ним

Соискатель кафедры гражданского

права юридического факультета ЮФУ

Южный Федеральный Университет, Россия

Земельный участок и находящиеся под ним недра представляют собою различные объекты гражданских правоотношений, что предопределено различием земельного законодательства [1] и законодательства о недрах [2], несовпадением правовых и функциональных характеристик. Так, недра принадлежат исключительно Российской Федерации, какие-либо права в отношении недр у других лиц могут быть обусловлены лишь правами из соответствующих договоров (но не вещных прав), а недра в таких случаях рассматриваются не как часть земли, а в качестве «геометризованного блока», оформленного как горный отвод (ст. 7 Закона о недрах). Земельные же участки могут принадлежать различным субъектам, а в силу ст.11.1 Земельного кодекса РФ непременно рассматриваются как часть земельной поверхности (т.е. в качестве лишь площади, территории) и т.д.

Между тем, использование участка недр обычно невозможно без того или иного воздействия на поверхность соответствующего участка, что требует предоставления недропользователю определенных возможностей и в отношении земельного участка, находящегося над недрами (для размещения оборудования, производства работ, складирования и пр.). На практике это вопрос решается отдельно, путем оформления прав и на требуемый земельный участок. Однако никаких общих правил, увязывающих вопрос о предоставлении права использовать недра с правами на земельный участок до сих пор нет.

Отсутствует решение этого вопроса «в пакете» (то есть одновременно с предоставлением права недропользования) и в действующем Гражданском кодексе Российской Федерации (далее – ГК РФ) [3]. Несколько проще эта проблема решается при заключении соглашений о разделе продукции в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» [4], поскольку предварительно все подобные вопросы обсуждаются и регулируются и на региональном уровне. Но сами такие соглашения — уникальны и не могут служить примером.

Любопытно, в Республике Казахстан предусмотрена обязанность местных органов власти выделять земельный участок всякому недропользователю в целях, предусмотренным соответствующим контрактом. [5]

Разумеется, существует несколько ситуаций, когда для использования природных ресурсов нет потребности получать отдельные права на земельный участок (например, собственник участка является одновременно пользователем). Так, в соответствии с п.1 ст. 40 ЗК РФ собственник вправе обрабатывать землю, использовать для собственных нужд имеющиеся на участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, обводненные карьеры, возводить здания и строения, проводить в установленном порядке оросительные, осушительные и другие мелиоративные мероприятия. А в соответствии со ст. 19 Закона о недрах собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право в границах своих участков осуществлять без применения взрывных работ добычу общеполезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, а также строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, устройство бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт. Правительство РФ по каждому субъекту РФ, с учетом распространенности таких полезных ископаемых, утверждает их списки (обычно это песок, глины, кварциты, торф, мел и т.п.).

Наконец, в силу ст. 221 ГК РФ в собственность гражданина или иного лица переходят общедоступные для сбора части недр, например, свободные для сбора отдельные камни при выходе горной массы на поверхность.

Однако все это случаи, лежащие за пределами обычного недропользования промышленного характера.

Разумеется, идеальным (и простым) способом выхода из ситуации было бы установление правила о том, что всякое лицо, обладающее земельным участком, одновременно обладает и правом собственности на недра, и наоборот. В ряде стран сходные правила установлены, но существует масса ограничений и исключений [6].

Некоторые изменения относительно обсуждаемого вопроса намечены в Концепции развития гражданского законодательства и Проекте ГК РФ [7].

Так, в ст. 301.9. Проекта ГК РФ предусмотрен «горный сервитут», но в действительности это не сервитут в отношении недр, а сервитут в отношении земельного участка, «расположенного над площадями залегания полезных ископаемых, или иного служащего земельного участка, необходимого для использования господствующего участка недр, для пользования участком недр, являющимся господствующей вещью, в целях добычи полезных ископаемых». Горный сервитут позволяет создавать и размещать в границах служащего земельного участка оборудование и сооружения в целях осуществления добычи полезных ископаемых шахтным методом и (или) методом бурения. Но горный сервитут не предоставляет право вести добычу полезных ископаемых открытым (карьерным) способом и размещать в границах служащего земельного участка отходы производства (отвалы горных пород, шламохранилища и т.п.).

Читайте так же:  Регистрация кадастрового паспорта

Надо заметить, что такое понимание горного сервитута несколько отличается от сложившегося ранее в доктрине [8]. До настоящего времени законодательство о недрах не содержит самого понятия «горный сервитут» или аналогичного ему, а правила о земельных сервитутах (ст. 274 ГК РФ) не могут быть использованы в силу специфики недр и технологии их добычи.

В Проекте нового Закона о недрах, предложенного группой ученых, под горным сервитутом понимает ограниченное целевое право недропользователя требовать от соседнего недропользователя предоставить ему использование данного участка недр, если без этого он не может использовать собственный участок недр в соответствии с разрешением или договором [9]. Заметно, что часть конструкции «горного сервитута» (зависимость участков) авторами взята из понятия земельного сервитута (ст. 274 ГК РФ) и это ограничивает ее использование только случаями, когда перед нами два участка недр. Согласиться с высказанными соображениями трудно лишь потому, что право собственности государства мешает устанавливать сервитут при единстве этого права на все участки недр. Но и Проект ГК РФ, предусматривающий установление ограниченного права лишь на земельный участок, не дает ответа на вопрос о том, как решать вопросы взаимодействия между лицами, разрабатывающими сопряженные участки недр.

Полагаем, для целей недропользования часто достаточно обычного сервитута (ст. 301 по Проекту ГК РФ), в том числе сервитута перемещения или строительного.

Исходя из конкретных задач недопользователя и условий добычи недр, для решения обозначенной проблемы могут быть использованы и другие вещно-правовые институты, например, право постоянного землевладения (ст. 299 по Проекту ГК РФ). Однако узуфрукт, в силу специфики его субъектного состава, предусмотренной ст. 302 Проекта ГК РФ, использован быть не может.

Представляет интерес и ст. 296.8 Проекта ГК РФ, посвященная праву собственности на участки недр. Если первый пункт этой статьи фактически лишь повторяет сложившееся понимание участка недр как «геометризованного блока недр», то несколько неожиданно решается вопрос о связи прав на земельный участок и недра под ним в следующем пункте. Предусмотрено, «собственник земельного участка имеет на участок недр, расположенный под этим земельным участком, права, определяемые в соответствии с настоящим Кодексом и законом о недрах, в том числе право на добычу общераспространенных полезных ископаемых и пресных подземных вод в целях их использования для собственных нужд. Мы полагаем, что это право все же не есть право собственности на недра, а в целом данную норму следует понимать ограниченно, не иначе, как с позиций указанных ранее п.1 ст. 40 ЗК РФ и ст. 19 Закона о недрах.

Не менее важно и положение п. 3 ст. 296.8 Проекта ГК РФ о том, что правила ГК РФ о праве собственности на земельные участки соответственно применяются к отношениям собственности, объектом которых являются участки недр, если иное не предусмотрено законом и не вытекает из существа отношений. Таким образом, впервые сформулирована норма о прямой связи земельных участков и участков недр – хотя бы в части использования правил о собственности. Это открывает новые возможности для развития правоприменительной практики.

1. Прежде всего это Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ// СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147. Далее – ЗК РФ.

2. В его основе Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2391-I «О недрах»//Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. №16. Ст. 834, далее – Закон о недрах. Есть и другие, см., например: ФЗ от 30 декабря 1995 г. №225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»// СЗ РФ. 1996. № 1. Ст.18.

3. См.: Засорин А. Приобретение земельных участков дл целей недропользования//Корпоративный юрист. 2010. № 6. С. 34-41. Некоторые предложения также высказаны в письме Минэконоразвития от 17 апреля 2009 г.

4. ФЗ от 30 декабря 1995 г. №225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»// СЗ РФ. 1996. № 1. Ст.18. Далее – ФЗ о соглашениях о разделе продукции.

5. Cм.: Басин Ю.Г. Основания возникновения прав землепользования и недропользования// Басин Ю.Г. Избранные труды. Алматы: АЮ-ВШП «Эдилет», НИИ частного права АН РК, 2003. С. 224-236. См. также: Вещные права в Республике Казахстан/Отв. ред. М.К. Сулейменов. Алматы: Жети Жаргы, 1999. С. 255 и далее (автор – М.К. Сулейменов).

6. См. об этом: Сулейменов М.К. Право и собственность в Республике Казахстан// Сулейменов М.. Избранные труды по гражданскому праву. М.: Статут, 2006. С. 256-257; в США и Канаде используется также система резервирования прав на недра за федеральным Правительством даже после перехода земельного участка в частную собственность, см.: Данилова Н.В. О юридической природе права государства на недра// Ученые записки Тюменского государственного университета: Сб. научн. трудов. Вып. 4. Тюмень, 2002. С. 24-31;

7. См. Концепция развития гражданского законодательства//Вестник гражданского права. 2009. №11; о Проекте изменений и дополнений в части первую, вторую, третью и четвертую ГК РФ см., например: http://arbitr.ru, электронный ресурс, дата обращения – 30.02.2012.

8. См., например: Калинин И. Природоресурсные сервитуты// Российская юстиция. 2002. № 3. С. 23-25.

9. См.: Новикова Е.В. Волков Г.А. Каким быть новому закону о недрах?// Законодательство и экономика. 2003. № 11. С. 4-23.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://www.konspekt.biz/index.php?text=53913

Твердые полезные ископаемые

участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые

(статья 2.3 Закона РФ «О недрах»)

Перечни полезных ископаемых, отнесенных к общераспространенным полезным ископаемым, устанавливаются в субъектах РФ.

Участок недр местного значения (УНМЗ)
Участок недр федерального значения (УНЗФ)

1) содержащие месторождения урана, особо чистого кварцевого сырья, редких земель иттриевой группы, никеля, кобальта, тантала, ниобия, бериллия, лития, коренные месторождения алмазов или коренные (рудные) месторождения металлов платиновой группы, с запасами, учтенными государственным балансом запасов полезных ископаемых начиная с 1 января 2006 года;

Читайте так же:  Наследование кредита после смерти

2) расположенные на территории субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации и содержащие на основании сведений государственного баланса запасов полезных ископаемых начиная с 1 января 2006 года месторождения:

с извлекаемыми запасами нефти от 70 миллионов тонн;

с запасами газа от 50 миллиардов кубических метров;

коренные (рудные) с запасами золота от 50 тонн;

с запасами меди от 500 тысяч тонн;

3) внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа Российской Федерации;

4) при пользовании которыми необходимо использование земельных участков из состава земель обороны, безопасности.

Дополнительная информация – см. Перечень участков недр федерального значения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Предоставление в пользование участков недр федерального значения осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации, заявления на получение в пользование участков недр федерального значения необходимо подавать в Роснедра.

Участок недр, по которому отсутствуют данные о наличии запасов твердых полезных ископаемых

участок, соответствующий требованиям к участкам, предоставляемых по «заявительному принципу»

см. пункты 1.7, 1.8 Главы 1 Приказа Минприроды России от 10.11.2016 N 583 «Об утверждении Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения и участках недр местного значения)».

Глава 4 Приказа Минприроды России от 10.11.2016 N 583 «Об утверждении Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения и участках недр местного значения)».

Заявление подается в территориальный орган Роснедр

участок недр, не соответствующий требованиям «заявительного принципа»

Включение в перечень участков недр, планируемых к предоставлению в пользование в соответствии с Приказом Минприроды России от 10.11.2016 N 583 «Об утверждении Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения и участках недр местного значения)» и далее предоставление в соответсвии с требованиями приказа на основании рассмотрения заявки

Заявление подается в территориальный орган Роснедр

Участок недр, содержащий запасы твердых полезных ископаемых См. государственный баланс запасов полезных ископаемых

Приказ Минприроды России от 10.11.2016 N 583 «Об утверждении Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения и участках недр местного значения)»

Заявление подается в территориальный орган Роснедр

Участок недр в границах флангов разведываемых и разрабатываемых месторождений твердых полезных ископаемых

Для геологического изучения флангов разведываемых и (или) разрабатываемых месторождений полезных ископаемых предоставляется в пользование участок недр:

а) по которому в государственном балансе запасов полезных ископаемых отсутствуют данные о наличии запасов твердых полезных ископаемых или запасов углеводородного сырья;

б) который не включен в перечни объектов, предлагаемых для предоставления в пользование;

в) границы которого не должны быть удалены более чем на 5 км (для участков недр на твердые полезные ископаемые, за исключением металлических полезных ископаемых россыпных месторождений) или на 1 км (для участков недр на металлические полезные ископаемые россыпных месторождений), или на 20 км (для участков недр на углеводородное сырье) от сопредельной границы участка недр, предоставленного в пользование заявителю и содержащего разведываемое и (или) разрабатываемое месторождение полезных ископаемых.

Общий предельный размер участка недр, однократно предоставляемого в пользование:

по участкам недр на твердые полезные ископаемые, за исключением алмазов, — не более 100 км 2 (при предоставлении права геологического изучения флангов разведываемых и (или) разрабатываемых месторождений твердых полезных ископаемых, не относящихся к металлическим полезным ископаемым россыпных месторождений) или не более 20 км 2 (при предоставлении права геологического изучения флангов разведываемых и (или) разрабатываемых россыпных месторождений металлических полезных ископаемых);

по участкам недр на алмазы — не более 300 км.кв.

Глава 7 Приказа Минприроды России от 10.11.2016 N 583 «Об утверждении Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения и участках недр местного значения)».

Заявление подается в территориальный орган Роснедр

Участок недр, на котором по результатам геологического изучения открыто месторождение и установлен факт его открытия

Постановление Правительства РФ от 27.11.2008 N 897 «Об утверждении Положения о рассмотрении заявок на получение права пользования недрами при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых на участке недр федерального значения или на участке недр, который отнесен к участкам недр федерального значения в результате открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению недр такого участка за счет собственных средств для разведки и добычи полезных ископаемых открытого месторождения»

Приказ МПР РФ от 24.01.2005 N 23 «Об утверждении Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых на участке недр, за исключением участка недр федерального значения и участка недр, который отнесен к участкам недр федерального значения в результате открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению недр за счет собственных средств для разведки и добычи полезных ископаемых открытого месторождения»

Источник: http://szfo.rosnedra.gov.ru/page/374.html?mm=627&ml=616

Участки недр

Участок недр — это геометризированный блок недр с определенными в установленном порядке пространственными границами.

К участку недр относятся все находящиеся в его границах ресурсы недр, включая находящиеся в нем полости.

Участки недр являются основным объектом управления и учета при недропользовании.

В ФЗ РФ «О недрах» определены 3 вида объектов права:

недра в границах территории РФ, субъектом которых выступает государство (закреплено в Конституции РФ и ФЗ «О недрах»);

права пользования недрами, субъектом которых являются недропользователи (закреплено в ФЗ «О недрах»);

добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы, субъектом которых могут быть государство, муниципалитеты, юридические и физические лица (определяется условиями лицензии).

Участки недр «не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме», но являются объектом применения прав пользования недрами.

Читайте так же:  Переходят ли долги по наследству

Участки недр могут находиться в ведении Правительства РФ (участки недр в составе федерального фонда резервных участков недр), федерального органа управления государственным фондом недр и его территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ на своих территориях, органов местного самоуправления.

В соответствии с этим выделяются следующие категории значимости участков недр:

ведения субъекта РФ,

Различаются используемые и неиспользуемые участки недр, образующие соответственно распределенный и нераспределенный фонды участков недр.

Распределенный фонд составляют участки недр, на которые выданы в установленном порядке разрешительные документы на право пользования недрами.

Нераспределенный фонд составляют участки недр, на которых предусматривается проведение геологоразведочных работ, освоение объектов недропользования, но разрешительные документы еще не выданы.

Источник: http://neftegaz.ru/tech-library/mestorozhdeniya/141950-uchastki-nedr/

Статья 2.1. Участки недр федерального значения

Информация об изменениях:

Статья 2.1 изменена с 12 июня 2018 г. — Федеральный закон от 31 мая 2018 г. N 122-ФЗ

Статья 2.1. Участки недр федерального значения

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 2.1 настоящего Закона

В целях обеспечения обороны страны и безопасности государства отдельные участки недр относятся к участкам недр федерального значения.

Перечень участков недр федерального значения официально опубликовывается федеральным органом управления государственным фондом недр в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в официальном издании Российской Федерации.

ГАРАНТ:

Согласно Федеральному закону от 3 июля 2016 г. N 279-ФЗ участки недр федерального значения, содержащие россыпные и техногенные месторождения алмазов и металлов платиновой группы, а также проявления урана, алмазов, особо чистого кварцевого сырья, редких земель иттриевой группы, никеля, кобальта, тантала, ниобия, бериллия, лития, металлов платиновой группы, утрачивают статус участков недр федерального значения со дня вступления в силу названного Федерального закона и подлежат исключению из опубликованного в соответствии с частью второй статьи 2.1 настоящего Закона (в редакции названного Федерального закона) перечня участков недр федерального значения в течение девяноста дней после дня вступления в силу названного Федерального закона

К участкам недр федерального значения относятся участки недр:

1) содержащие месторождения урана, особо чистого кварцевого сырья, редких земель иттриевой группы, никеля, кобальта, тантала, ниобия, бериллия, лития, коренные месторождения алмазов или коренные (рудные) месторождения металлов платиновой группы, с запасами, учтенными государственным балансом запасов полезных ископаемых начиная с 1 января 2006 года;

2) расположенные на территории субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации и содержащие на основании сведений государственного баланса запасов полезных ископаемых начиная с 1 января 2006 года месторождения:

с извлекаемыми запасами нефти от 70 миллионов тонн;

с запасами газа от 50 миллиардов кубических метров;

коренные (рудные) с запасами золота от 50 тонн;

с запасами меди от 500 тысяч тонн;

3) внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа Российской Федерации;

4) при пользовании которыми необходимо использование земельных участков из состава земель обороны, безопасности.

Участки недр федерального значения, перечень которых официально опубликован в соответствии с частью второй настоящей статьи, сохраняют статус участков недр федерального значения независимо от изменения требований, установленных настоящей статьей, если иное не установлено федеральным законом.

ГАРАНТ:

Положения частей пятой и шестой статьи 2.1 настоящего Закона (в редакции Федерального закона от 29 апреля 2008 г. N 58-ФЗ) применяются в случаях открытия месторождений полезных ископаемых после дня вступления в силу названного Федерального закона и не применяются в отношении участков недр, которые расположены в Балтийском море, а также участков недр, которые предоставлены в пользование в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, и на которых пользователь недр завершил геологическое изучение недр и приступил в установленном порядке к разведке и добыче полезных ископаемых до дня вступления в силу названного Федерального закона

Если в процессе геологического изучения недр, осуществляемого, в том числе по совмещенной лицензии, пользователем недр, являющимся юридическим лицом с участием иностранных инвесторов или иностранным инвестором, открыто месторождение полезных ископаемых, по своим характеристикам отвечающее требованиям, установленным частью третьей настоящей статьи, Правительством Российской Федерации может быть принято решение об отказе в предоставлении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых на данном участке недр федерального значения такому лицу или в случае осуществления геологического изучения недр по совмещенной лицензии решение о прекращении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых на данном участке недр федерального значения при возникновении угрозы обороне страны и безопасности государства. Порядок принятия таких решений устанавливается Правительством Российской Федерации.

Возмещение расходов на поиск и оценку открытого месторождения полезных ископаемых и суммы уплаченного в соответствии с условиями совмещенной лицензии разового платежа за пользование участком недр лицам, которым в соответствии с частью пятой настоящей статьи отказано в предоставлении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых на участке недр федерального значения, и выплата таким лицам вознаграждения осуществляются за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В настоящем Законе понятие «иностранный инвестор» используется в значении, указанном в части 2 статьи 3 Федерального закона от 29 апреля 2008 года N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Источник: http://base.garant.ru/10104313/1efa800d5f474b5131ebc599024686d7/

Статья 7. Участки недр, предоставляемые в пользование

Информация об изменениях:

Статья 7 изменена с 31 мая 2020 г. — Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 396-ФЗ

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 408-ФЗ в статью 7 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2014 г.

Статья 7. Участки недр, предоставляемые в пользование

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 7 настоящего Закона

В соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода — геометризованного блока недр.

Читайте так же:  Ложное заявление о краже

ГАРАНТ:

См. Требования к содержанию проекта горного отвода, форме горноотводного акта, графических приложений, плана горного отвода и ведению реестра документов, удостоверяющих уточнённые границы горного отвода, утвержденные приказом Ростехнадзора от 1 ноября 2017 г. N 461

См. Требования к формированию перечней участков недр, предлагаемых для предоставления в пользование, за исключением участков недр федерального значения и участков недр местного значения, утвержденные приказом Роснедр от 28 сентября 2015 г. N 614

См. Временные методические рекомендации о порядке формирования перечней объектов, предлагаемых для предоставления в пользование, утвержденные приказом МПР России от 22 мая 2006 г. N 120

При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.

Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 настоящего Закона орган государственного горного надзора или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (относительно участков недр местного значения) оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части.

ГАРАНТ:

Документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода и оформленные до 30 декабря 2013 г., не требуют переоформления

См. Методические указания по участию органов Госгортехнадзора России в лицензировании пользования недрами (РД 07-361-00), утвержденные постановлением Госгортехнадзора РФ от 29 мая 2000 г. N 28

Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.

Участку недр, предоставляемому в соответствии с лицензией для геологического изучения без существенного нарушения целостности недр (без проходки тяжелых горных выработок и бурения скважин для добычи полезных ископаемых или строительства подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых), по решению федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа придается статус геологического отвода. В границах геологического отвода могут одновременно проводить работы несколько пользователей недр. Их взаимоотношения определяются при предоставлении недр в пользование.

При предоставлении участка недр в пользование в соответствии с соглашением о разделе продукции при поисках, разведке и добыче минерального сырья горный или геологический отвод оформляется в границах, определенных указанным соглашением.

В целях обеспечения полноты геологического изучения, рационального использования и охраны недр границы участка недр, предоставленного в пользование, могут быть изменены.

Порядок установления и изменения границ участков недр, предоставленных в пользование, порядок подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Источник: http://base.garant.ru/10104313/e88847e78ccd9fdb54482c7fa15982bf/

Статья 7. Участки недр, предоставляемые в пользование

В соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода — геометризованного блока недр.

При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.

Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 настоящего Закона орган государственного горного надзора или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (относительно участков недр местного значения) оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части.

Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.

Участку недр, предоставляемому в соответствии с лицензией для геологического изучения без существенного нарушения целостности недр (без проходки тяжелых горных выработок и бурения скважин для добычи полезных ископаемых или строительства подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых), по решению федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа придается статус геологического отвода. В границах геологического отвода могут одновременно проводить работы несколько пользователей недр. Их взаимоотношения определяются при предоставлении недр в пользование.

При предоставлении участка недр в пользование в соответствии с соглашением о разделе продукции при поисках, разведке и добыче минерального сырья горный или геологический отвод оформляется в границах, определенных указанным соглашением.

В целях обеспечения полноты геологического изучения, рационального использования и охраны недр границы участка недр, предоставленного в пользование, могут быть изменены.

Порядок установления и изменения границ участков недр, предоставленных в пользование, порядок подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Источник: http://www.zakonrf.info/zakon-o-nedrah/7/

Участки недр это
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here