Порядок банкротства должника

Предлагаем ознакомится со статьей: "Порядок банкротства должника" с полным описанием всех сопутствующих вопросов. В любое время, когда возникнут вопросы задавайте их дежурному специалисту.

Процедура банкротства юридического лица

Признать должника банкротом может только арбитражный суд в соответствии с требованиями АПК РФ и Закона «О несостоятельности (банкротстве)» (п. 1 ст. 6 Закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ, далее – Закона № 127-ФЗ ). Но это уже конец процедуры банкротства юридического лица, а начинается она с подачи заявления в суд на должника.

Процедура банкротства юридического лица: инструкция для подачи заявления

Процедура банкротства предприятия может быть запущена в том случае, если юридическое лицо обладает признаками банкротства. Напомним: по общему правилу сумма неисполненных обязательств организации должна составлять не менее 300 тыс. руб. (п. 2 ст. 6 Закона № 127-ФЗ ). И как уже было отмечено, порядок осуществления процедуры банкротства предприятия начинается с обращения в суд.

Подать в суд заявление о признании должника банкротом может сам должник, конкурсный кредитор, уполномоченный орган, а также работник (или бывший работник) при наличии у него требований об оплате труда и выплате выходных пособий (п. 1 ст. 7 Закона № 127-ФЗ ). При этом недостаточно, чтобы должник просто не исполнял свои обязательства в течение определенного периода времени. Размер задолженности организации перед кредитором или иным лицом сначала должен подтвердить суд. Таким образом, любое из указанных выше лиц, кроме самого должника, вправе обратиться в суд с заявлением о признании должника банкротом с даты, когда вступит в силу решение суда, арбитражного суда или судебного акта о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда о взыскании с должника денег (п. 2 ст. 7 Закона № 127-ФЗ ).

Вместе с тем, конкурсный кредитор – кредитная организация может подать соответствующее заявление в суд уже при наличии у должника признаков банкротства. То есть без предварительного обращения в суд за установлением суммы задолженности (п. 2 ст. 7 Закона № 127-ФЗ , п. 1 раздела «Судебная коллегия по экономическим спорам» Обзора судебной практики ВС РФ № 4 (2016), утв. Президиумом ВС РФ 20.12.2016). Но тогда не менее чем за 15 календарных дней до обращения в суд (по поводу банкротства) кредитная организация должна опубликовать уведомление о своем намерении признать организацию банкротом в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц (п. 2.1 ст. 7 Закона № 127-ФЗ ).

Уполномоченный орган вправе подать заявление на потенциального банкрота по обязательным платежам по истечении 30 дней с даты решения налогового органа или таможенного органа о взыскании задолженности за счет денежных средств или иного имущества должника (п. 2 ст. 7, п. 3 ст. 6 Закона № 127-ФЗ ).

Частичное исполнение требований должником не будет для суда основанием, чтобы отказать в приеме заявления на признание его банкротом, если сумма его долга несмотря на погашение составляет 300 тыс. руб. или более (п. 3 ст. 7 Закона № 127-ФЗ ).

Если суд по результатам рассмотрения заявления признает его обоснованным и введет процедуру наблюдения, значит, начнется процесс банкротства предприятия. А дальнейшее развитие событий будет зависеть от того, в каком состоянии находится компания и какие варианты разрешения проблемы совместно смогут найти кредиторы, орган управления фирмы и арбитражный управляющий. То есть следующий шаг в процессе банкротства – выбор нового этапа банкротства: финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства. Либо указанные выше лица могут договориться о заключении мирового соглашения. Последствия каждой из указанных процедур могут быть разными. И для каждого из них понадобится своя инструкция дальнейших действий.

Источник: http://glavkniga.ru/situations/k504957

Банкротство юридических лиц – правила меняются

Руководитель проекта БАНКРОТЧИК.РФ

специально для ГАРАНТ.РУ

В конце декабря ушедшего года в очередной раз были изменены правила банкротства юридических лиц (Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 482-ФЗ; далее – Закон). Новые нормы действуют чуть больше месяца – они вступили в силу 29 января. Практика по ним пока не накоплена, однако некоторые из новелл вызывают вопросы. Рассмотрим, в чем заключаются основные нововведения.

Условно поправки можно разделить на две части: к первой относятся изменения, направленные на ужесточение условий для должников и сокращение возможностей для злоупотреблений с их стороны. Ко второй – поправки, уточняющие правила саморегулирования в сфере банкротства.

К первой группе можно отнести следующие.

Кредитным организациям предоставлено право инициировать банкротство без обязательного предварительного подтверждения долга в судебном порядке, как того требовало законодательство ранее (подп. «а» п. 3 ст. 1 Закона).

Напомню, до вступления в силу поправок конкурсный кредитор мог подать заявление о несостоятельности должника только при наличии вступившего в законную силу решения суда о взыскании с него денежных средств (постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15 мая 2012 г. по делу № А57-8608/2012). Теперь же банки получили право подавать заявление в суд с момента возникновения у должника признаков несостоятельности, то есть тогда, когда он просрочил исполнение своих обязательств на три месяца. При этом за 15 дней до обращения в суд с заявлением о признании должника банкротом банк обязан опубликовать уведомление об этом в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц (подп. «б» п. 3 ст. 1 Закона).

Указанные нововведения дают банкам существенные временные преимущества по сравнению с другими кредиторами при подаче заявления (а значит, возможность назначать «своего» арбитражного управляющего). Безусловно, в ряде случаев новое правило затруднит вывод должником активов перед началом процедуры банкротства и во время нее. Однако непонятно, почему такая привилегия предоставлена только банкам, а не всем кредиторам.

Читайте так же:  Какие могут быть основания для увольнения

Порог для инициирования процедуры банкротства вырос со 100 тыс. до 300 тыс. руб. для обычных организаций и с 500 тыс. до 1 млн руб. – для стратегических предприятий и естественных монополий (п. 2, п. 38-39 ст. 1 Закона).

Должники при подаче заявления о банкротстве лишились возможности выбирать арбитражного управляющего или саморегулируемую организацию арбитражных управляющих. В целях указания саморегулируемой организации арбитражных управляющих в заявлении должника она определяется посредством случайного выбора при опубликовании уведомления об обращении в арбитражный суд с заявлением должника (п. 13 ст. 1 Закона). Порядок такого выбора будет установлен регулирующим органом. На мой взгляд, эта новелла является одной из самых значимых во всем пакете поправок. Нововведение затруднит назначение руководством должника «лояльного» арбитражного управляющего, а соответственно, осложнит сохранение контроля над имуществом предприятия. Однако возможность подачи заявления подконтрольным кредитором с указанием «нужного» арбитражного управляющего сохранилась.

В законодательстве закрепили необходимость получения исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда, которым подтвержден долг, для подачи заявления о несостоятельности. Это правило распространяется на кредиторов, не являющихся кредитными организациями (подп. «а» п. 3 ст. 1 Закона). Судебная практика и раньше требовала подтверждать решение третейского суда судебным актом о выдаче исполнительного документа (Определение ВАС РФ от 26 мая 2010 г. № ВАС-5992/10 по делу № А41-6960/09), сейчас же это требование закрепили в законе.

Залоговым кредиторам Закон предоставил право голосовать по вопросам назначения и отстранения арбитражного управляющего или саморегулируемой организации арбитражных управляющих (п. 4 ст. 1 Закона). Кроме того, теперь они могут самостоятельно устанавливать начальную цену реализации залогового имущества и условия обеспечения его сохранности (п. 31 ст. 1 Закона). Это еще одна поправка в пользу кредитных организаций, позволяющая им оказывать более существенное влияние на проведение процедур банкротства.

В 10 раз увеличены административные штрафы для должностных лиц за неправомерные действия при банкротстве (непредставление информации арбитражному управляющему, неправомерное удовлетворение требований одних кредиторов в ущерб другим, незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего и т. п.) (ст. 2 Закона). Действовавшие ранее штрафы размером в 5-10 тыс. руб. нельзя было назвать существенным стимулом для выполнения требований законодательства. Будем надеяться, что новые суммы взыскания побудят должностных лиц более внимательно относиться к выполнению установленных законом обязанностей.

Арбитражные управляющие благодаря поправкам получили возможность запрашивать информацию не только о самом банкроте, но и о членах органов управления компании-должника, о контролирующих лицах, их имуществе (в том числе имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах должника. Речь идет в том числе о сведениях, составляющих служебную, коммерческую и банковскую тайну (п. 7 ст. 1 Закона). Полагаю, что нововведения позволят более эффективно проводить финансовый анализ, поиск имущества и анализ сделок должника, а также принимать более обоснованные решения о целесообразности привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности.

К поправкам, уточняющим правила саморегулирования в сфере банкротства, можно отнести:

Появление у операторов электронных торговых площадок обязанности состоять в саморегулируемых организациях (СРО). Требования к СРО электронных торговых площадок теперь зафиксированы законодательно (п. 26 ст. 1 закона).

Установление минимального размера компенсационного фонда СРО арбитражных управляющих – 20 млн руб. (подп. «а» п. 10 ст. 1 Закона). Ранее законодательство ограничивалось формулировкой о том, что компенсационный фонд формируется за счет членских взносов участников СРО в размере не менее чем 50 тыс. руб. на каждого ее члена, количество которых должно быть не менее 100 (п. 2. ст. 25.1, п. 2 ст. 21 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). Таким образом, минимальный размер компенсационного фонда составлял 5 млн руб.

Изменены размеры максимально возможной разовой выплаты из компенсационного фонда СРО арбитражных управляющих, членом которой являлся арбитражный управляющий на дату совершения действий или бездействия, повлекших за собой причинение убытков участникам дела о банкротстве. Теперь он не может превышать 5 млн руб. вместо 25% от размера компенсационного фонда согласно предыдущей редакции (подп. «б» п. 10 ст. 1 Закона) – а это серьезно увеличивает лимит ответственности СРО. С учетом сложившейся в последнее время положительной судебной практики по взысканию средств из компенсационного фонда СРО (Определение ВАС РФ от 23 апреля 2014 г № ВАС-4133/14 по делу № А46-9412/2013, Определение ВАС РФ от 15 июля 2013 г. № ВАС-8816/13 по делу № А27-9799/2012), а также того, что на сегодняшний день меньше 20% СРО имеют компенсационные фонды свыше 20 млн руб., в текущем году можно ожидать волны реорганизаций и сокращения количества СРО арбитражных управляющих. Многие управляющие будут вынуждены вносить дополнительные взносы в компенсационные фонды своих СРО.

Источник: http://www.garant.ru/ia/opinion/author/kostanec/610537/

Банкротство отсутствующего должника

Банкротство отсутствующего должника – это упрощенная процедура банкротства, которая применяется, если гражданин-должник или руководитель организации-должника, фактически прекратившей деятельность, отсутствует либо определить его место нахождения невозможно (п. 1 ст. 227 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ – далее Закона N 127-ФЗ). То есть данная процедура применяется как к организациям, так и к физическим лицам, включая ИП (п. 39 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2011 N 51).

Процедура банкротства отсутствующего должника также может быть применена к юридическому лицу, если место нахождения ее руководителя известно, в ситуации, когда:

  • имущества организации-должника недостаточно, чтобы покрыть судебные расходы по делу о банкротстве или если в течение последних 12 месяцев не было операций по счетам должника;
  • имеют место иные признаки того, что должник деятельность не ведет (ст. 230 Закона N 127-ФЗ ).

Напомним, что организация считается фактически прекратившей свою деятельность и подлежащей исключению из ЕГРЮЛ, если она в течение последних 12 месяцев (п. 1 ст. 64.2 ГК РФ, п. 1 ст. 21.1 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ ):

  • не представляла отчетность по налогам и сборам;
  • не проводила операции ни по одному из своих банковских счетов (п. 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.01.2006 N 100).
Читайте так же:  Предельный минимальный размер участка

Подать заявление о признании отсутствующего должника банкротом может конкурсный кредитор или уполномоченный орган. При этом сумма задолженности значения не имеет. А если признаки отсутствующего должника были обнаружены в ходе наблюдения (реструктуризации долгов гражданина), то подать заявление о переходе к упрощенной процедуре должен арбитражный управляющий (п. 1,3 ст. 227 Закона N 127-ФЗ ).

На основании одного из указанных заявлений арбитражный суд в течение месяца выносит решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства либо о реализации имущества гражданина. Наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, а также реструктуризация долгов физического лица при такой упрощенной процедуре банкротства не применяются (п. 1 ст. 228 Закона N 127-ФЗ ). Вместе с тем возможно заключение мирового соглашения.

Финансирование процедуры банкротства отсутствующего должника

При банкротстве отсутствующего должника неизбежно встает вопрос о финансировании этой упрощенной процедуры. Потому что хотя должник и отсутствует, погасить судебные расходы кто-то должен.

По общему правилу если в ходе банкротства имущества должника оказывается недостаточно, то расходы по делу ложатся на плечи заявителя (п. 1,3 ст. 59 Закона N 127-ФЗ ). Поэтому уполномоченный орган (к примеру, налоговый орган) может подать заявление о признании отсутствующего должника банкротом, только если есть вероятность обнаружения у него имущества, за счет которого можно будет возместить расходы по делу о банкротстве. Более того, уполномоченный орган должен предоставить тому доказательства и приложить их к заявлению в суд (п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.12.2009 N 91).

Также, прежде чем подавать заявление, налоговый орган должен оценить вероятность того, что в результате банкротства должника удастся погасить его задолженность по обязательным платежам. А иначе и в суд идти незачем (п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 N 67). Если шансов на взыскание долгов нет, то ИФНС может просто исключить недействующую организацию из ЕГРЮЛ (ст. 21.1 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ ).

Если же с заявлением в суд обращается конкурсный кредитор, то он же будет и финансировать расходы по делу о банкротстве либо третье лицо, допустим, другой кредитор (п. 7, 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.12.2009 N 91).

Источник: http://glavkniga.ru/situations/k504628

Должник в процедуре несостоятельности

Случаи банкротства рассматриваются в арбитражных судебных инстанциях, куда вправе обратиться уполномоченные органы, должник и кредиторы.

Роль должника в деле о банкротстве

Банкротство — финансовая несостоятельность, признанная арбитражной судебной инстанцией, в силу которой возникла неспособность физического или юридического лица выполнить данные ранее денежные обязательства и расплатиться по долгам с кредиторами.

Все правовые моменты, связанные с финансовой несостоятельностью (банкротством), освещает Федеральный закон № 127-ФЗ «О несостоятельности» от 26.10.2002. Согласно данному законодательному акту, все участники разбирательства по делу наделены различными обязанностями и правами.

Главная роль в судебном слушании по делу о материальной несостоятельности отведена должнику. Для него актуальным законодательством предусмотрены действенные способы защиты правых интересов, с помощью которых появляется реальная возможность избежать выполнения финансовых требований кредитора.

В процессуальном деле о материальной несостоятельности должниками могут быть:

  • Физические лица (обычные граждане);
  • Индивидуальные предприниматели;
  • Предприятие или организация (любые юридические лица, помимо религиозных, казённых и политических учреждений).

Несостоятельным признаётся должник, который, в силу конкретных обстоятельств, не имеет реальной возможности погасить текущие денежные задолженности и выполнить финансовые требования и обязательства перед кредиторами.

Права права заемщика

При появлении определённых обстоятельств, когда должник понимает и знает, что возможности выполнить денежные требования кредиторов нет и не предвидится, законодатель предусматривает для него право обращения в суд с заявлением о признании его финансовой несостоятельности. Обращение подаётся в арбитражный судебный орган потому, что суды остальных инстанций права рассматривать подобные дела не имеют.

В судебном разбирательстве дела о банкротстве должник имеет законные процессуальные права:

  • Самостоятельно присутствовать, а также принимать участие в слушании по делу;
  • Знакомиться с материалами по делу, снимать с них ксерокопии и выполнять выписки;
  • Получать и обжаловать любые процессуальные акты по текущему делу;
  • Иметь представление о предъявленных другими сторонами жалобах, а также подавать жалобы самостоятельно;
  • Предъявлять различные ходатайства, заявлять об отводе;
  • Предоставлять достоверные факты, исследовать имеющиеся доказательства по делу;
  • Задавать вопросы другим сторонам, участвующим в деле;
  • Выполнять другие действия, не противоречащие актуальному законодательству.

При злоупотреблении своими правами, а также за невыполнение возложенных на него правовых обязательств, должник несёт, предусмотренную законодателем, ответственность.

Обязанности

Должник намного раньше других лиц узнаёт о своих материальных проблемах банкротства. Чтобы предотвратить возникновение убытков у своих кредиторов, он обязан, на ранней стадии разорения, обратиться в арбитражную судебную инстанцию с заявлением о признании материальной несостоятельности.

Чтобы в будущем предотвратить обвинения в фиктивном банкротстве, нужно доказать суду, что в период подачи процессуального заявления, у должника не было реальной возможности погасить денежную задолженность перед кредиторами.

Ответственность заемщика в процедуре несостоятельности

Необоснованное обращение в арбитражную судебную инстанцию, при имеющейся реальной материальной возможности расплатиться по долгам и удовлетворить все заявленные финансовые требования кредиторов, рассматривается законодательством, как фиктивное банкротство, которое несёт за собой уголовную, гражданскую, а также административную ответственность.

В этом случае лицо, заявляющее о своей материальной несостоятельности, обязано в полном объёме возместить ущерб и убытки, причинённые кредиторам судебным делопроизводством по исковому заявлению.

К административной, уголовно-правовой и гражданской ответственности суд вправе привлечь граждан, которые преднамеренно нанесли крупный ущерб предприятию, чем спровоцировали его неплатёжеспособность и последующую ликвидацию.

Создание и увеличение неплатёжеспособности должника — это неправомерное действие или бездействие определённых лиц, которые преднамеренно привели предприятие либо индивидуального предпринимателя к частичному или полному разорению.

Читайте так же:  Минимальный срок временной прописки

Представитель должника в деле о банкротстве

Действующие законодательные акты Российской Федерации не предусматривают участия в судебном слушании по делу о материальной несостоятельности отдельных акционеров предприятия-банкрота. Интересы учредителей должника, согласно действующему закону, может представлять только одно лицо — представитель, обладающий самостоятельным процессуальным статусом. Иначе, может возникнуть ситуация, где количество лиц участников должника в судебном разбирательстве будет больше, чем кредиторов.

Вопросы по поводу правового статуса, процедуры избрания, процессуального положения представителя учредителей часто возникают в арбитражном судопроизводстве.

Представителем должника может являться:

  • председатель наблюдательного совета предприятия или председатель совета директоров;
  • лицо, выбранное наблюдательным советом либо советом директоров;
  • лицо, выбранное учредителями предприятия-должника, для представления их правовых интересов в судебном слушании, и при проведении процедур, назначаемых судом при признании материальной несостоятельности.

Закон наделяет представителя должника равными со всеми участниками судебного разбирательства процессуальными правами.

Реализация имущества

В слушании по делу о признании банкротства (несостоятельности), реализация имущества и списание долгов — вещи неделимые.

Процесс реализации имущества начинается по соответствующему ходатайству, когда денежных средств недостаточно, чтобы восстановить платежеспособность и полностью погасить долги по финансовым требованиям и обязательным платежам. Процедура реализации имущества применяется в отношении юридического либо физического лица, признанного арбитражным судебным органом несостоятельным. В такой ситуации судебный орган выносит процессуальное постановление о признании данного лица банкротом. Далее судом назначается процедура реализации принадлежащего должнику имущества.

Видео (кликните для воспроизведения).

Процедурой реализации имущества в судебном разбирательстве о несостоятельности занимается арбитражный управляющий, заранее утверждённый арбитражным судебным органом. Он оценивает и в дальнейшем реализовывает имущество лица, признанного несостоятельным.

Срок процесса реализации имущества продолжается в течение 4-6 месяцев, после момента признания банкротства, но может продлеваться по соответствующим ходатайствам.

В период процедуры реализации имущества должника:

  • Судебный орган может запретить лицу, признанному банкротом выезжать за границу Российской Федерации;
  • Назначенный судом финансовый управляющий вправе распоряжаться всеми банковскими счетами и любыми источниками дохода банкрота.

По окончании процесса реализации имущества должника в деле о банкротстве, вырученные материальные средства, направляются судом на удовлетворение финансовых требований кредиторов. За вычетом расходов на почтовые переводы при отправке кредиторам корреспонденции и платы за услуги арбитражного управляющего.

По окончании процесса, лицо, признанное судом несостоятельным, полностью освобождается от исполнения финансовых требований кредиторов. Исключением являются текущие долги по платежам, которые образовались после начала и в процессе разбирательства дела о признании дела о банкротстве должника.

Особенности

В актуальном законе о несостоятельности должника предусмотрены особенности признания банкротства различных категорий юридических лиц:

  • стратегических предприятий;
  • финансовых учреждений;
  • сельскохозяйственных предприятий;
  • градообразующих организаций.

Градообразующая организация — предприятие, где число работников составляет не меньше 5000 человек или 25% работающего населения конкретного населенного пункта.

При процессуальном разбирательстве дела о разорении градообразующего предприятия, ответственными признаются соответствующие государственные органы местного самоуправления. По финансовым обязательствам подобного должника, Российская Федерация, в лице государственных уполномоченных органов, имеет право предоставить своё поручительство.

В отношении градообразующего учреждения период внешнего управления или финансового оздоровления, может быть увеличен судом до одного года. Для остальных категорий должников подобная возможность предоставляется до шести месяцев, продления финансового оздоровления законодательством не предусмотрено.

До завершения финансового оздоровления либо внешнего управления градообразующей организации, государственные уполномоченные органы имеют законное право рассчитаться со всеми долгами, либо удовлетворить финансовые требования кредиторов любым другим способом, предусмотренным законодательством.

Сельскохозяйственные организации — учреждения, где основным видом деятельности являются переработка или производство сельскохозяйственной продукции.

Одной из важных особенностей процедуры признания банкротства сельскохозяйственных организаций является учет климатических природных условий, а также других факторов, важных для сельского хозяйства, при анализе материального состояния должника.

При реализации имущества такого предприятия, преимущественное законное право на его покупку, имеют лица, которые занимаются подобной деятельностью и владеют земельным участком, соседствующим с земельным участком должника.

Финансовые учреждения — кредитные, страховые организации.

Рассмотрев исковое обращение о признании финансового учреждения несостоятельным, арбитражный судебный орган вправе принять процессуальное решение о признании кредитной организации банкротом либо об отказе в возбуждении делопроизводства. Другие варианты процедуры банкротства для финансовых учреждений не предусмотрены.

При процессуальном разбирательстве дела о несостоятельности страховой компании лицом, наделённым правовым статусом в арбитражном судебном процессе, признается Минфин Российской Федерации — уполномоченный государственный орган, в обязанности которого входит осуществление надзора за страховой деятельностью.

Стратегические организации и предприятия:

  • Федеральные государственные акционерные общества и учреждения, чьи акции находятся в непосредственной государственной собственности. Предприятия осуществляющие услуги и работы, имеющее важное стратегическое значение для защиты здоровья, законных интересов, прав населения РФ, обеспечения государственной безопасности и обороноспособности страны.
  • Оборонно-промышленные учреждения — исследовательские, проектно-конструкторские, научно-производственные, научно-испытательные и другие предприятия, предоставляющие работы по обеспечению и выполнению оборонного государственного заказа.

Для государственных стратегических оборонных организаций предусмотрены повышенные сроки невыполнения обязательств по финансовым требованиям, до их окончания арбитражный судебный орган не вправе принять исковое обращение о банкротстве.

Источник: http://bankrotstvo-lite.ru/dolzhnik/

Упрощенная процедура несостоятельности предприятия

Наиболее простой вариант прекратить деятельность убыточного предприятия — упрощенная процедура банкротства юридического лица. При грамотном подходе организация исключается из ЕГРЮЛ без рисков для руководителей и учредителей.

Когда вводится упрощенная процедура банкротства юридического лица?

Когда стало понятно, что восстановить платежеспособность предприятия невозможно, его ликвидация проводится по упрощенной процедуре банкротсва, предусмотренной главой 11 ФЗ «О банкротстве». Воспользоваться этой процедурой могут две категории организаций-должников.

Первая — это компании, у которых не хватает имущества для окончательного расчета с кредиторами. Здесь ликвидатор подает иск в арбитражный суд. Причем обратиться в арбитражный суд может и учредитель или руководитель. После рассмотрения заявления суд принимает решение и вводит упрощенную процедуру банкротства юридического лица и сразу открывает конкурсное производство. На протяжении месяца кредиторы вправе предъявить претензии должнику.

Читайте так же:  Можно ли поменять нотариуса при оформлении наследства

Вторая категория — это юридические лица, фактически прекратившие деятельность, руководитель компании отсутствует либо его невозможно разыскать. Тогда в арбитражный суд обращается кредитор, ФНС или другой орган. Кредиторы получают уведомление от конкурсного управляющего о ликвидации должника, который отсутствует. У них также есть право для предъявления требований по задолженности.

Другими словами, применить упрощенную процедуру несостоятельности можно при выполнении двух условий:

  • стоимость имущества компании-должника недостаточна для выплаты задолженности перед кредиторами;
  • арбитражный суд после рассмотрения заявления о признании должника банкротом выносит решение о назначении ликвидатора.

Это общие условия, они относятся ко всем юридическим лицам. Но каждая компания имеет собственные причины для инициирования процедуры банкротства, различное финансовое состояние, структуру бухгалтерского баланса. Поэтому, чтобы определить требования для успешного прохождения процедуры банкротства по «упрощенке» нужно понять финансовое состояние организации, структуру дебиторской и кредиторской задолженности.

Порядок проведения сокращенной схемы несостоятельности предприятия

Ликвидационные мероприятия компании по упрощенной процедуре банкротства юридического лица проходят в несколько стадий:

Арбитражный управляющий в упрощенной процедуре банкротства юридического лица

На всех стадиях банкротства арбитражным управляющим является физическое лицо, которое напрямую влияет на эффективность всех мероприятий, связанных с ликвидацией организации.

Арбитражный управляющий — ключевая фигура , именно от него зависят все мероприятия, связанные с процедурой упрощенного банкротства фирмы. Это и взыскание дебиторской задолженности, и оспаривание ранее совершенных сделок, и санация, и представление интересов в судебной инстанции. Арбитражный управляющий занимается оценкой и поиском имущества, а также его реализацией.

Кроме этого, в его обязанности входят:

  • защита собственности организации от посягательств неправомерного характера других кредиторов вне рамок процедуры банкротства;
  • ведение реестра требований кредиторов, которые официально имеют право на получение части имущества должника;
  • анализ финансового положения компании;
  • организация общего собрания кредиторов, если в этом возникает необходимость;
  • контроль расходов, связанных с мероприятиями по банкротству;
  • выявление признаков банкротства, которые вступают в противоречие с действующем законодательством.

Более того, ФЗ № 127 «О банкротстве» предусматривает, что арбитражный управляющий вправе осуществлять и другие действия, если это нужно для проведения упрощенной процедуры банкротства.

Права участников упрощенной схемы несостоятельности организации

Главными участниками упрощенной процедуры банкротства юридического лица можно назвать:

  • арбитражного управляющего;
  • компанию-должника
  • кредиторов;
  • уполномоченных органов.

Компания-должник вправе самостоятельно инициализировать процедуру банкротства путем подачи соответствующего заявления в арбитражный суд, если она не способна оплатить необходимые платежи и исполнить обязательства перед кредиторами.

Арбитражный управляющий занимается всей упрощенной процедурой банкротства предприятия. Этот человек имеет особые полномочия, обязан защищать активы должника, изучать состояние финансовых дел компании. Управляющий вправе собирать кредиторов либо их комитет, работать с арбитражным судом, привлекать третьих лиц для выполнения возложенных на него обязанностей и в результате получить оплату за труды.

Кредиторы — это граждане или юридические лица, имеющие официально подтвержденные требования к должнику в плане финансовых выплат в рамках ранее заключенных договоренностей. Кредиторы вправе обратиться в арбитражный суд с иском о несостоятельности должника.

Уполномоченные органы — это государственные учреждения, у которых есть требование по оплате налогов, взносов или сборов. Это трудовая и налоговая инспекции, таможенная служба, пенсионный фонд, ФСС, орган по надзору за деятельностью СРО. Уполномоченные органы не являются кредиторами, но их требования удовлетворяются одними из первых.

Торги упрощенной процедуры банкротства юридического лица

Важной стадией банкротства по «упрощенке» является реализация имущества, принадлежащего должнику. Это позволяет хотя бы частично удовлетворить требования кредиторов. Одним из способов распродажи имущества должника в упрощенной процедуре банкротства являются торги, под которыми подразумеваются открытые аукционы. Принимать участие в торгах могут все желающие. Есть небольшое исключение. Участие в аукционах может быть ограничено, если на продажу выставляется имущество юридического лица, не имеющее свободного оборота, к примеру, драгоценности или оружие.

Сама процедура торгов в упрощенной процедуре банкротства по распродаже имущества должника строго регламентирована. Она проходит в три основные этапа:

  1. Первичные торги. Считается начальным этапом торгов. Участники вправе делать ставки на повышение стоимости реализуемого имущества. Величина шага определяется заранее условиями аукциона.
  2. Повторные торги. Это мероприятие проводится в ситуациях, когда первичные торги признаны несостоявшимися. В этом случае начальная стоимость имущества уменьшается на 10 %.
  3. Публичные торги. Если первые два этапа прошли безрезультатно, проводятся публичные торги, основная особенность которых — уменьшение стоимости через установленные заранее промежутки времени. Здесь участники торгов могут приобрести имущество по весьма низкой стоимости, снижение цены иногда достигает 99 %.

Особенности упрощенной процедуры банкротства предприятия

Если компания-должник заинтересована в кратчайшие сроки завершить деятельность предприятия, то упрощенная схема банкротства юридического лица будет оптимальным вариантом. Упрощенная процедура, в отличие от общей, позволяет максимально сократить сроки банкротства компании и свести к минимуму денежные потери. Можно выделить несколько особенностей банкротства по упрощенной схеме:

  • значительное сокращение срока ликвидации предприятия (до 4-12 месяцев) по сравнению с общей процедурой, которая может проходить не один год;
  • практически полностью исключено внешнее воздействие на руководителя и учредителей компании, так как интересы юридического лица с самого начала представляет ликвидатор, а потом арбитражный управляющий, назначенный судом;
  • упрощенная схема банкротства позволяет сэкономить деньги собственников. В среднем на все мероприятия уходит 200-300 тыс. рублей. Это связано с тем, что время работы арбитражного управляющего уменьшается в несколько раз;
  • конкурсное производство — единственная стадия. Организация не проходит этапы наблюдения, оздоровления, внешнего управления.

Итогом упрощенной процедуры несостоятельности станет занесение записи в ЕГРЮЛ. С этого момента компания признается ликвидированной. При этом не имеет значение выплачены долги или нет. После прохождения процедуры банкротства компания считается свободной от задолженности перед кредиторами.

Читайте так же:  Как получить кредитную карту совкомбанка

Не всегда организации могут справиться с кризисной ситуацией и восстановить финансовое положение. Если компания не в силах вернуть былую платежеспособность, российское законодательство гарантирует защиту интересов займодателей. С целью выполнения обязательств перед кредиторами, которые взял на себя должник, вводится процедура, позволяющая ликвидировать предприятие-банкрот и взыскать задолженность в денежном эквиваленте либо путем реализации имущества компании.

Федеральный закон одновременно отстаивает и интересы должника. Подача заявления в арбитражный суд, его дальнейшее рассмотрение, назначение конкурсного управляющего позволяют банкроту избежать долгового рабства и незаконных посягательств на имущество со стороны кредиторов. При этом частично или полностью расплатиться с задолженностью.

Источник: http://bankrotstvo-lite.ru/bankrotstvo-yuridicheskih-lits/uproshhennaya-protsedura-nesostoyatelnosti/

Возможен ли иск к должнику в общем порядке, если в отношении него ведется процедура банкротства?

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, что будет, если подать иск с соблюдением претензионного порядка в общем порядке к должнику, в отношении которого ведется процедура банкротства? Обязанность по выплате наступила после даты принятия заявления о признании должника банкротом. Спасибо большое!

Ответы юристов ( 2 )

из вашего вопроса нельзя понять, какого обязательство действует между должником и «потенциальным истцом».
В отношении ряда обязательств действует правило, что если обязательство возникло до введения процедуры банкротства и по условиям данного обязательства срок исполнения по нему наступил в дату, выпадающую на период уже после введения банкротной процедуры, к должнику необходимо предъявлять требования в порядке, предусмотренном ст. 71 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», т.к. в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 148 АПК РФ арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что: (…) заявлено требование, которое в соответствии с федеральным законом должно быть рассмотрено в деле о банкротстве;(…) и в соответствии с ч .1 ст. 149 АПК РФ суд решает вопрос о возвращении истцу государственной пошлины.

Если задолженность является текущей, такая задолженность погашается в порядке, предусмотренном ст. 134 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».Требование об имеющихся текущих платежах необходимо заявить арбитражному управляющему в свободной форме с приложением всех подтверждающих документов. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов (п. 2 ст. 5 Закона о банкротстве). Арбитражный управляющий должен включить требования в реестр текущих и выставить платежный документ в банк для списания денежных средств в пользу кредитора при условии, если управляющий не возражает против существования текущего обязательства и его размера. В случае если арбитражный управляющий откажется признавать задолженность, то текущему кредитору нужно будет доказывать задолженность в суде (за рамками дела о банкротстве). В законе отсутствует необходимость иметь вступившее в силу решение суда для получения текущих платежей.

Источник: http://pravoved.ru/question/1764619/

Банкротство юридических лиц: понятие, признаки, стадии, права кредиторов, правовые последствия

Понятие и основания несостоятельности (банкротства) юридического лица

Специальный случай ликвидации юридического лица — его несостоятельность (банкротство).

Несостоятельность (банкротство) — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования

  • кредиторов по денежным обязательствам,
  • о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или)
  • исполнить обязанность по уплате обязательных платежей

Ст. 65 ГК РФ определяет, что юридическое лицо по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом), за исключением

  • казенного предприятия,
  • учреждения,
  • политической партии и
  • религиозной организации.

Государственная корпорация или государственная компания может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание.

Не могут быть признаны несостоятельными (банкротами):

  1. Фонд , если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда.
  2. Публично-правовая компания .

Основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливается Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Признаки (основания) банкротства:

  1. неспособность должника в полном объеме удовлетворить (исполнить):
    • требования кредиторов по денежным обязательствам;
    • требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору;
    • обязанность по уплате обязательных платежей;
  2. срок существования неплатежеспособности — в течение 3 месяцев с даты, когда указанные выше требования (обязанность) должны были быть исполнены ( ст. 3 ФЗ) .

Задачи банкротства :

  • возврат долгов кредиторам;
  • восстановление условий, необходимых для продолжения юридическим лицом его бизнеса.

Стадии (процедуры) банкротства

Процесс банкротства состоит из следующих стадий (процедур) банкротства:

Наблюдение — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях

  1. обеспечения сохранности имущества должника,
  2. проведения анализа финансового состояния должника,
  3. составления реестра требований кредиторов,
  4. проведения первого собрания кредиторов.

По общему правилу наблюдение вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности заявления о признании должника банкротом в порядке, предусмотренном ст. 48 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Наблюдение должно быть завершено с учетом сроков рассмотрения дела о банкротстве, т.е. в течение не более 7 месяцев с даты поступления заявлени я о банкротстве в арбитражный суд (ст. 51).

С даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступают следующие последствия (ст. 63 ФЗ):

Для участия в деле о банкротстве срок исполнения обязательств, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, считается наступившим. Кредиторы вправе предъявить требования к должнику в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов управления должника, которые продолжают осуществлять свои полномочия со следующими ограничениями:

    могут совершать сделки исключительно с согласия временного управляющего , выраженного в письменной форме, за исключением случаев, прямо предусмотренных Федеральным законом;
Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://jurkom74.ru/ucheba/bankrotstvo-iuridicheskich-lits-ponyatie-priznaki-stadii-prava-kreditorov-pravovie-posledstviya

Порядок банкротства должника
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here