Налоговый кодекс ст 116

Предлагаем ознакомится со статьей: "Налоговый кодекс ст 116" с полным описанием всех сопутствующих вопросов. В любое время, когда возникнут вопросы задавайте их дежурному специалисту.

Статья 116. Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе

1. Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом,

влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

2. Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом,

влечет взыскание штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 116 НК РФ

Статья 116 НК РФ состоит из двух пунктов.

Пункт 1 предусматривает ответственность как за подачу соответствующего заявления с нарушением срока, так и за непредставление такого заявления вообще в налоговый орган и влечет взыскание штрафа в размере 10 тыс. руб. При этом этот штраф не зависит от количества дней просрочки.

Пункт 2 применяется, когда организацией или индивидуальным предпринимателем осуществлялась деятельность без постановки на учет. В этом случае полагается штраф в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тыс. руб. В данном случае квалифицирующим признаком п. 2 ст. 116 НК РФ является не только пропуск срока постановки на налоговый учет, но и наличие деятельности.

При определении оснований постановки на учет, а следовательно, и сроков представления соответствующего заявления в налоговый орган необходимо руководствоваться положениями ст. ст. 23, 83, 335, 346.28, 346.41, 366 НК РФ.

Объектом данного налогового правонарушения являются налоговые отношения (ст. 2 НК РФ), возникающие в процессе осуществления одной из форм налогового контроля (ст. 82 НК РФ). Непосредственным объектом данного налогового правонарушения является установленный порядок учета налогоплательщиков. Опасность указанного налогового правонарушения состоит в том, что нарушается не только система учета налогоплательщиков, но и нормальная деятельность налоговых органов (которые вынуждены предпринимать дополнительные меры по выявлению не вставших на учет налогоплательщиков), иных госорганов (например, контролирующих, осуществляющих лицензирование индивидуальных предпринимателей и организаций, правоохранительных, статистических и т.д.). Кроме того, создаются благоприятные условия для совершения более опасных налоговых правонарушений (неуплаты налога, нарушения правил составления налоговой декларации и т.п.) и даже преступлений, предусмотренных в ст. ст. 198, 199 Уголовного кодекса РФ.

Объективная сторона анализируемого деяния состоит в том, что виновный не подает в налоговый орган заявление о постановке на учет либо подает такое заявление с нарушением установленного срока.

Субъектами правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются не все категории налогоплательщиков, на которых возложена обязанность подачи заявления о постановке на налоговый учет.

Привлечение самой организации к ответственности по ст. 116 НК РФ не освобождает ее руководителя (иных лиц, осуществляющих в организации управленческие функции) при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной и иной ответственности (в том числе и за нарушение законодательства о налогах), предусмотренной федеральными законами (п. 4 ст. 108 НК РФ).

Субъективная сторона рассматриваемого налогового правонарушения характеризуется наличием как умышленной формы вины, так и неосторожной формы вины (ст. 110 НК РФ).

При наличии смягчающих обстоятельств, указанных в ст. 112 НК РФ, и с учетом правил п. 3 ст. 114 НК РФ размер штрафа должен быть уменьшен не меньше чем в два раза; при наличии отягчающего обстоятельства, указанного в п. 2 ст. 112 НК РФ, он увеличивается на 100% (п. 4 ст. 114 НК РФ).


Источник: http://stnkrf.ru/116

Глава 16. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение (ст.ст. 116 — 129.6)

Глава 16. Виды налоговых правонарушений
и ответственность за их совершение

ГАРАНТ:

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ определен порядок взимания налоговых санкций за нарушения законодательства о налогах и сборах, по которым решение налогового органа было вынесено до дня вступления в силу названного Федерального закона, и размер ответственности за налоговые правонарушения, совершенные до вступления в силу названного Федерального закона

См. комментарии к главе 16 Налогового кодекса РФ

Источник: http://base.garant.ru/10900200/ce33303d24936458437cdd54a58eda74/

Статья 116 НК РФ. Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе

Новая редакция Ст. 116 НК РФ

1. Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом,

влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

2. Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом,

влечет взыскание штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей.

Комментарий к Статье 116 НК РФ

Комментируемая статья посвящена такому виду налогового правонарушения, как нарушение срока постановки на учет в налоговом органе.

Объектом данного налогового правонарушения являются налоговые отношения (ст. 2 НК РФ), возникающие в процессе осуществления одной из форм налогового контроля (ст. 82 НК РФ). Непосредственным объектом данного налогового правонарушения является установленный порядок учета налогоплательщиков. При этом виновный нарушает не только правила ст. 83 Налогового кодекса (к которой нас до 2007 г. прямо отсылала комментируемая статья), но и правила ст. ст. 23, 84 НК РФ. Опасность указанного налогового правонарушения состоит в том, что нарушается не только система учета налогоплательщиков, но и нормальная деятельность налоговых органов (которые вынуждены предпринимать дополнительные меры по выявлению не ставших на учет налогоплательщиков), иных госорганов (например, контролирующих, осуществляющих лицензирование индивидуальных предпринимателей и организаций, правоохранительных, статистических и т.д.). Кроме того, создаются благоприятные условия для совершения более опасных налоговых правонарушений (неуплата налога, нарушение правил составления налоговой декларации и т.п.) и даже преступлений, предусмотренных в ст. ст. 198, 199 УК РФ.

Объективная сторона анализируемого деяния состоит в том, что виновный:

а) не подает в налоговый орган заявление о постановке на учет по месту нахождения своего обособленного подразделения. При этом следует учесть, что заявление не считается поданным и в случаях, когда оно не соответствует установленной форме либо к нему не приложены заверенные копии соответствующих документов (п. 1 ст. 84 НК РФ);

б) не подает указанное заявление в установленный срок, который предусмотрен в ст. 83 НК РФ.

Читайте так же:  Возможно ли рефинансирование займов

К сожалению, в комментируемой статье не учтено, что в новой редакции ст. 83 НК РФ не содержатся сроки подачи заявления о постановке на учет. Дело в том, что и регистрацию, и постановку на учет (после принятия Закона о регистрации юридических лиц) осуществляют сами налоговые органы (ст. 83 НК РФ).

Именно объективной стороной отличается данное налоговое правонарушение не только от правонарушения, указанного в ст. 117 НК РФ, но и от налоговых правонарушений, предусмотренных в ряде других норм гл. 16 настоящего Кодекса, при которых виновный также нарушает различные сроки, установленные Кодексом (например, ст. 118 НК РФ предусматривает ответственность за просрочку передачи сведений о банковском счете, в ст. 119 НК РФ установлена ответственность за нарушение срока подачи налоговой декларации и т.п.);

в) допускает нарушение срока подачи заявления о постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения:

— до 90 календарных дней включительно. В этом случае виновный привлекается к ответственности по п. 1 ст. 116;

— более 90 календарных дней, в этом случае ответственность наступает по п. 2 ст. 116 НК РФ.

Данное деяние совершается в форме бездействия.

Субъектами правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются не все категории налогоплательщиков, а только организации (включая филиалы и представительства), индивидуальные предприниматели, а также лица, занимающиеся частной практикой (частные нотариусы, охранники и детективы). Для остальных категорий налогоплательщиков (т.е. для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, частными нотариусами, частными охранниками или частными детективами) не предусмотрена обязанность самостоятельно подавать в налоговые органы заявления о постановке на учет. Их регистрацию в качестве налогоплательщиков налоговый орган осуществляет самостоятельно на основе информации, предоставляемой органами, осуществляющими регистрацию физических лиц, актов рождения и смерти, учет и регистрацию имущества и др.

Привлечение налогового агента (не учтенного в качестве налогоплательщика) к ответственности по ст. 116 НК РФ было бы неправомерным.

Не могут рассматриваться самостоятельными субъектами данного налогового правонарушения филиалы и представительства, иные обособленные подразделения российских организаций. Привлечение самой организации к ответственности по ст. 116 НК РФ не освобождает ее руководителя (иных лиц, осуществляющих в организации управленческие функции) при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной и иной ответственности (в том числе и за нарушение законодательства о налогах), предусмотренной федеральными законами (п. 4 ст. 108 НК РФ).

Нужно учесть, что в соответствии со ст. 15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях:

а) нарушение установленного в комментируемой статье срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или ОВФ — влечет наложение административного штрафа на руководителей юридических лиц в размере до 10 МРОТ;

б) то же деяние, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе или ОВФ, — влечет наложение административного штрафа в размере от 20 до 30 МРОТ.

По ст. 15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях к административной ответственности привлекаются только должностные лица юридических лиц, но не индивидуальных предпринимателей.

Субъективная сторона рассматриваемого налогового правонарушения характеризуется наличием как умышленной формы вины, так и неосторожной формы вины (ст. 110 НК РФ).

В любом случае (т.е. независимо от вины) лицо привлекается к налоговой санкции в виде штрафа в размере 5 тыс. руб. (10 тыс. руб. — по п. 2 ст. 116 НК РФ).

При наличии смягчающих обстоятельств, указанных в ст. 112 НК РФ, и с учетом правил п. 3 ст. 114 НК РФ размер штрафа должен быть уменьшен не меньше чем в два раза; при наличии отягчающего обстоятельства, указанного в п. 2 ст. 112 НК РФ, он увеличивается на 100% (п. 4 ст. 114 НК РФ).

Другой комментарий к Ст. 116 Налогового кодекса Российской Федерации

1. Статьей 116 Кодекса предусмотрена налоговая ответственность налогоплательщиков за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе.

В пункте 1 ст. 83 Кодекса установлено, что в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Кодексом. Сроки подачи заявлений о постановке на учет в налоговом органе установлены ст. 83 Кодекса (см. комментарий к ст. 83 Кодекса).

Пленум ВАС России в п. 39 и 40 Постановления от 28 февраля 2001 г. N 5 дал следующие разъяснения по применению ст. 116 и 117 Кодекса:

принимая во внимание, что ст. 83 Кодекса регламентирует порядок постановки на налоговый учет самих налогоплательщиков, а не принадлежащего им имущества, на налогоплательщика, вставшего на налоговый учет в конкретном налоговом органе по одному из предусмотренных ст. 83 Кодекса оснований, не может быть возложена ответственность за неподачу заявления о повторной постановке на налоговый учет в том же самом налоговом органе по иному упомянутому в этой статье основанию. Президиум ВАС России в Постановлении от 12 апреля 2002 г. N 6653/01 при разрешении конкретного дела еще раз подтвердил изложенную позицию (до налоговых органов Постановление ВАС России доведено письмом МНС России от 26 июля 2002 г. N ШС-6-14/1098 ). МНС России продублировало позицию ВАС России в письме от 8 августа 2001 г. N ШС-6-14/[email protected] ;

Справочные правовые системы.

Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. 2001. N 10.

пункт 10 ст. 83 Кодекса обязывает соответствующий налоговый орган, в случае несоблюдения налогоплательщиком в установленные сроки своих обязанностей по постановке на налоговый учет, принимать меры к учету такого налогоплательщика. При этом постановка налогоплательщика на учет по инициативе налогового органа не освобождает этого налогоплательщика от ответственности за нарушение срока постановки на налоговый учет (ст. 116) или уклонение от постановки на налоговый учет (ст. 117).

Административная ответственность руководителей и других работников организаций, являющихся налогоплательщиками, за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе предусмотрена ч. 1 ст. 15.3 КоАП.

Согласно ч. 1 ст. 15.3 КоАП нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 МРОТ.

2. Пункт 2 ст. 116 Кодекса предусматривает квалифицированный состав налогового правонарушения. Квалифицирующим признаком является нарушение срока постановки на учет на срок более 90 дней.

Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах, определен ст. 6.1 Кодекса (см. комментарий к ст. 6.1 Кодекса).

Источник: http://nkodeksrf.ru/ch-1/rzd-6/gl-16/st-116-nk-rf

Статья 116. Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ статья 116 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Читайте так же:  Как составить акт возврата товара по гарантии

Статья 116. Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 116 НК РФ

1. Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом,

влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

2. Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом,

влечет взыскание штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей.

ГАРАНТ:

См. также Кодекс РФ об административных правонарушениях

Источник: http://base.garant.ru/10900200/3cecdc970468678631d939f358d4314d/

Как избежать привлечения по ст. 116 НК РФ?

Добрый вечер. Меня три раза в течении 2013г. привлекли по ст. 14.ч.2 КоАП РФ за торговлю из моего частного дома. Все три раза мой доход от незаконной предпринимательской деятельности составил 100 руб. Протокола были составлены сотрудниками полиции за основании контрольной закупки. Решения суда я не обжаловал, присужденные штрафы заплатил своевременно. Сейчас мне пришло извещение из налоговой о том, что на меня составлен акт по ст. 116 НК РФ на основании информации из полиции с приложением материалов по административным правонарушениям.(как указано в акте который я не подпи) Других доказательств моей деятельности нет. Могут ли на меня быть вновь наложен штраф, ведь я уже привлечен за эти факты. других фактов не доказано. За ранее благодарен за ответ.

Ответы:

Добрый день. Административная ответственность и налоговая ответственность- это разные вещи. Вас, безусловно, могут привлечь по ст.116 — штраф 10000руб. Обжалуйте решение и просите о снижении суммы штрафа, сначала в ИФНС, потом в суд.

В Вашем случае отягчающим обстоятельством является то, что штрафуют Вас уже в третий раз.

В первом случае — это административное нарушение.

Во втором — налоговое преступление.

Штраф может быть наложен по ст. 116 НК РФ

Двух протоколов об административном нарушении уже достаточно, чтобы это послужило доказательством. Тем более есть решение суда, которое не было Вами обжаловано.

Но на практике всегда бывает по разному. Вот некоторые случаи:

Доводы налоговой инспекции о том, что смягчающие обстоятельства могут быть учтены, только если они непосредственно обусловили совершение налогового правонарушения, и виновное лицо не имело возможности в создавшихся условиях избежать противоправных действий без реального и значительного ущерба для себя — неправомерны. Таких ограничений для признания обстоятельств смягчающими ответственность НК РФ не предусмотрено (Постановление ФАС СЗО от 30.10.2000 N А05-4520/00-244/20).

Довод налогоплательщика о том, что суд не применил положения ст.112 НК РФ, и не учел обстоятельства, смягчающие ответственность: тяжелое финансовое положение предприятия в связи с недостаточным его финансированием вышестоящей организацией, отклоняется судом, т.к. налогоплательщик в суде первой инстанции об этих обстоятельствах не заявлял (Постановление ФАС СЗО от 31.07.2001 N А13-955/01-08).

Если налогоплательщик, при привлечении его к налоговой ответственности ссылается в суде на смягчающие ответственность обстоятельства, то он должен предоставить доказательства их наличия, которыми могу быть: письменные, вещественные доказательства, заключения экспертов, показания свидетелей, объяснения лиц, участвующих в деле (Постановление ФАС СЗО от 05.02.2001 N А13-4924/00-17).

При наличии смягчающих ответственность обстоятельств суд вправе только уменьшить размер штрафа не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным конкретной статьей гл.16 НК РФ, но не освободить от ответственности (Постановление ФАС СЗО от 14.11.2000 N А05-4131/00-259/18).

При наличии вины налогоплательщика в совершении налогового правонарушения, исходя из смысла ст.ст.108, 112, 114 НК РФ, суд не вправе снижать размер штрафа до 0, и освобождать его, таким образом, от налоговой ответственности (Постановление ФАС УО от 27.03.2002 N Ф09-601/02-АК).

по конкретным статьям

Отсутствие неблагоприятных последствий и непродолжительный срок просрочки подачи заявления о постановке на учет (20 дней) признаны смягчающими обстоятельствами при применении ответственности по п.1 ст.116 НК РФ (Постановление ФАС СЗО от 14.01.2002 N А56-23854/01).

Болезнь руководителя общества, подтвержденная больничным листом, отсутствие других штатных работников и финансово-хозяйственной деятельности являются смягчающими обстоятельствами по п.1 ст.116 НК (Постановление ФАС СЗО от 25.12.2001 N А42-6731/01-5).

Видео (кликните для воспроизведения).

Раскаяние ответчика, а также тот факт, что правонарушение совершено впервые, признаны смягчающими обстоятельством п.1 ст.116 НК РФ (Постановление ФАС СЗО от 24.12.2001 N А56-22539/01).

Суд не признал смягчающим ответственность обстоятельством просрочку в постановке на налоговый учет в 8 месяцев по п.2 ст.116 НК РФ, т.к. нормой этой статьи предусмотрена ответственность за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 дней. То есть длительный срок просрочки предусмотрен как квалифицирующий признак этого состава правонарушения (Постановление ФАС СЗО от 29.01.2001 N А13-4216/00-03).

Осуществление налогоплательщиком мероприятий по реорганизации на основании пп.3 п.1 ст.112 НК РФ признано судом смягчающими его вину обстоятельством по ст.116 НК РФ (Постановление ФАС СЗО от 11.02.2002 N А56-30754/01).

Избрание районным судом подписки о невыезде в отношении налогоплательщика в качестве меры пресечения наряду с другими обстоятельствами (незначительный период просрочки, отсутствие существенного вреда государственным и общественным интересам, возможность осуществления мероприятий налогового контроля после извещения регистрирующего органа) является обстоятельством, смягчающим ответственность налогоплательщика по ст.116 НК РФ (Постановление ФАС УО от 23.01.2002 N Ф09-67/02-АК).

Отсутствие у налогоплательщика какой-либо финансово-хозяйственной деятельности и вследствие этого отсутствие у него финансовых средств является обстоятельством, смягчающим ответственность налогоплательщика по п.2 ст.116 НК РФ (суд снизил размер штрафа с 10 тысяч до 100 рублей) (Постановление ФАС СЗО от 06.05.2002 N А56-28832/01).

Источник: http://ppt.ru/question/?id=64813

Комментарии к СТ 116 НК РФ

Статья 116 НК РФ. Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе

Комментируемая статья устанавливает ответственность за нарушение срока постановки на налоговый учет.

Ответственность по пункту 1 статьи 116 НК РФ наступает, если в установленный срок организация не сообщила в налоговый орган об обособленном подразделении (не являющемся филиалом или представительством) и представила такое сообщение с нарушением данного срока. Если же организация вообще не сообщала в налоговый орган об обособленном подразделении (не являющемся филиалом или представительством) и факт его наличия без постановки на учет выявлен налоговым органом в рамках проведения мероприятий налогового контроля, организация подлежит привлечению к ответственности по пункту 2 статьи 116 НК РФ.

НК РФ не выделяет в содержании налогового правонарушения такое основание, как непостановка на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения, что позволяет применять норму пункта 2 статьи 116 НК РФ к любому из указанных в НК РФ оснований (постановки на учет).

Читайте так же:  Типовой образец договора найма жилья

В то же время положения пункта 2 статьи 116 НК РФ, как и ранее нормы статьи 117 НК РФ, не позволяют четко ответить на вопрос о наличии оснований для привлечения к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 116 НК РФ организации, поставленной на учет в налоговом органе по месту своего нахождения, в случае ведения деятельности через не поставленное на учет обособленное подразделение.

Поэтому к статье 116 Кодекса следует применять подходы, сформированные в судебной практике применительно к положениям статей 116 и 117 НК РФ (в ранее действовавшей редакции).

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 29.04.2004 N А66-6713-03 отметил, что пунктом 2 статьи 117 НК РФ предусмотрена ответственность только за ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе, в связи с чем у налоговых органов отсутствует возможность получать информацию о налогоплательщике и проводить мероприятия налогового контроля, а не за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе по одному из оснований, предусмотренных положениями статьи 83 НК РФ.

ФАС Уральского округа в Постановлении от 02.03.2004 N Ф09-603/04-АК квалифицировал действия налогоплательщика по пункту 2 статьи 117 НК РФ. Как установил суд, в период, когда организация не состояла на налоговом учете по месту нахождения обособленного подразделения, ею осуществлялась деятельность.

Основным обстоятельством, подлежащим доказыванию в соответствии с пунктом 2 статьи 116 НК РФ, является размер дохода, полученного организацией за ведение деятельности без постановки на учет за проверяемый период.

На это указывает последняя судебная практика (см. Постановление ФАС Московского округа от 25.07.2012 N А40-123199/11-20-500).

Дополнительно отметим, что создание стационарного рабочего места возможно лишь в случае наличия у организации права собственности, права пользования (например, на основании договора аренды) помещения, в котором рабочее место создается. Однако такое толкование не соответствует положениям статьи 11 НК РФ, в соответствии с которой рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. То есть понятие стационарности не связано с правами на недвижимость, а определяется сроком, на который создано рабочее место. При этом норма права не придает правового значения форме организации работ (в данном случае командировки), сроку нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте, месту приема на работу и выплаты заработной платы.

Источник: http://www.nalkod.ru/kommentarii-k-st-116-nk-rf

Статья 116 НК РФ. Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе

Ст 116 НК РФ с комментариями и изменениями 2018-2019 года

1. Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом,

влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

2. Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом,

влечет взыскание штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей.

Комментарий к статье 116 НК РФ:

Комментируемая статья устанавливает ответственность за нарушение срока постановки на налоговый учет.

Ответственность по пункту 1 статьи 116 НК РФ наступает, если в установленный срок организация не сообщила в налоговый орган об обособленном подразделении (не являющемся филиалом или представительством) и представила такое сообщение с нарушением данного срока. Если же организация вообще не сообщала в налоговый орган об обособленном подразделении (не являющемся филиалом или представительством) и факт его наличия без постановки на учет выявлен налоговым органом в рамках проведения мероприятий налогового контроля, организация подлежит привлечению к ответственности по пункту 2 статьи 116 НК РФ.

НК РФ не выделяет в содержании налогового правонарушения такое основание, как непостановка на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения, что позволяет применять норму пункта 2 статьи 116 НК РФ к любому из указанных в НК РФ оснований (постановки на учет).

В то же время положения пункта 2 статьи 116 НК РФ, как и ранее нормы статьи 117 НК РФ, не позволяют четко ответить на вопрос о наличии оснований для привлечения к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 116 НК РФ организации, поставленной на учет в налоговом органе по месту своего нахождения, в случае ведения деятельности через не поставленное на учет обособленное подразделение.

Поэтому к статье 116 НК РФ следует применять подходы, сформированные в судебной практике применительно к положениям статей 116 и 117 НК РФ (в ранее действовавшей редакции).

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 29.04.2004 N А66-6713-03 отметил, что пунктом 2 статьи 117 НК РФ предусмотрена ответственность только за ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе, в связи с чем у налоговых органов отсутствует возможность получать информацию о налогоплательщике и проводить мероприятия налогового контроля, а не за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе по одному из оснований, предусмотренных положениями статьи 83 НК РФ.

ФАС Уральского округа в Постановлении от 02.03.2004 N Ф09-603/04-АК квалифицировал действия налогоплательщика по пункту 2 статьи 117 НК РФ. Как установил суд, в период, когда организация не состояла на налоговом учете по месту нахождения обособленного подразделения, ею осуществлялась деятельность.

Основным обстоятельством, подлежащим доказыванию в соответствии с пунктом 2 статьи 116 НК РФ, является размер дохода, полученного организацией за ведение деятельности без постановки на учет за проверяемый период.

На это указывает последняя судебная практика (см. Постановление ФАС Московского округа от 25.07.2012 N А40-123199/11-20-500).

Дополнительно отметим, что создание стационарного рабочего места возможно лишь в случае наличия у организации права собственности, права пользования (например, на основании договора аренды) помещения, в котором рабочее место создается. Однако такое толкование не соответствует положениям статьи 11 НК РФ, в соответствии с которой рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. То есть понятие «стационарности» не связано с правами на недвижимость, а определяется сроком, на который создано рабочее место. При этом норма права не придает правового значения форме организации работ (в данном случае командировки), сроку нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте, месту приема на работу и выплаты заработной платы.

Аналогичная позиция изложена в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 08.08.2012 N А32-4519/2011.

В Письме ФНС России от 27.02.2014 N СА-4-14/3404 рассмотрена ситуация, когда организация, состоящая на учете по месту своего нахождения, осуществляет деятельность на территории другого муниципального образования через свое обособленное подразделение.

ФНС России разъяснила, что налогоплательщик подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 116 НК РФ, если ведет свою деятельность без постановки на учет в налоговом органе самого налогоплательщика.

Такая же позиция была отражена в Постановлении Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Постановление N 5), утратившем силу в связи с принятием Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении Арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Постановление N 57).

Читайте так же:  Можно ли вернуть или обменять бижутерию

Однако отмена Постановления N 5 не была обусловлена неправильностью толкования норм НК РФ либо изменением позиции ВАС РФ, в том числе в части привлечения организаций к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 116 НК РФ.

Принятие Постановления N 57, в котором не содержится разъяснений норм НК РФ в части применения статьи 116 НК РФ, было обусловлено отсутствием противоречий в судебной практике по указанному вопросу.

В Письме ФНС России от 26.06.2015 N ГД-4-3/[email protected], выпущенном в связи с включением в систему налогов и сборов торгового сбора, разъяснено, что при наличии доказательств, подтверждающих факт ведения деятельности без постановки на учет в качестве плательщика торгового сбора, получения доходов в указанный период плательщиком сбора, налогоплательщик подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 116 НК РФ.

В частности, таким доказательством может являться информация (акт о выявлении нового объекта обложения сбором), представленная уполномоченным органом о выявлении нового объекта обложения сбором, если таким плательщиком сбора не было ранее представлено уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора.

Источник: http://nk-kodeks.ru/st-116-nk-rf

Статья 116. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе

СТ 116 НК РФ.

1. Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока подачи
заявления о постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным настоящим
Кодексом, влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

2. Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без
постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом,
влечет взыскание штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение
указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 116 Налогового кодекса

Учет организаций и физических лиц в налоговых органах является одной из форм налогового контроля, которая позволяет государству получать полную и достоверную информацию о потенциальных налогоплательщиках и их деятельности. В соответствии со ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по основаниям, предусмотренным в НК РФ. Следует оговориться, что учету подлежат именно организации, а не их филиалы, представительства и иные обособленные подразделения. Каждая организация тем не менее обязана встать на учет по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения в установленные законом сроки. Постановка на учет в налоговом органе осуществляется независимо от того, возникла ли у организации или индивидуального предпринимателя обязанность по уплате налогов и сборов .
———————————
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3824.

П. 2 ст. 83 НК РФ.

Учет организаций и физических лиц производится по следующим основаниям:

1) для организаций: по месту нахождения организации; по месту нахождения ее обособленных подразделений (филиалов, представительств и иных обособленных подразделений);

2) для физических лиц (индивидуальных предпринимателей): по месту жительства физического лица;

3) как для организаций, так и для физических лиц (индивидуальных предпринимателей): по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств ;

4) для плательщиков налога на добычу полезных ископаемых: по месту нахождения участка недр ;

5) для плательщиков единого налога на вмененный доход: по месту осуществления предпринимательской деятельности ;

а также по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.
———————————
Ст. 83 НК РФ.

Нарушению порядка постановки на учет в налоговом органе посвящена ст. 116 НК РФ. Данная статья предусматривает два состава налоговых правонарушений.

Пункт 1 ст. 116 НК РФ предусматривает ответственность за нарушение срока подачи налогоплательщиком заявления о постановке на учет в налоговом органе по установленным НК РФ основаниям. Таким образом, для правильной квалификации указанного налогового правонарушения необходимо уяснить, в какие сроки налогоплательщик обязан встать на учет.

Срок в пять рабочих дней устанавливается для постановки на учет по месту нахождения организаций и их филиалов и представительств, физических лиц (индивидуальных предпринимателей) по месту жительства, а также иностранной неправительственной некоммерческой организации по месту осуществления деятельности на территории Российской Федерации. Однако по данным основаниям постановка на учет производится налоговыми органами на основании сведений из Единого государственного реестра юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее — ЕГРИП). В то же время субъектом налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 116 НК РФ, является налогоплательщик. Субъект правонарушения — один из обязательных элементов состава правонарушения. В данном случае субъектом является налоговый орган, т.к. именно на него возложена обязанность по постановке на учет. Таким образом, нарушение срока постановки на учет по вышеуказанным основаниям не образует состава рассматриваемого налогового правонарушения.
———————————
П. 3 ст. 83 НК РФ.

Срок в 30 календарных дней со дня начала осуществления деятельности устанавливается для иностранной организации при подаче ею заявления о постановке на учет по месту нахождения своего обособленного подразделения на территории Российской Федерации .
———————————
Абз. 2 п. 4 ст. 83 НК РФ.

Срок в пять рабочих дней устанавливается для организаций и индивидуальных предпринимателей для подачи заявления при переходе на уплату единого вмененного налога .
———————————
П. 3 ст. 346.28 НК РФ.

Кроме того, срок в один месяц устанавливается для организаций при направлении в налоговый орган сообщения о создании обособленного подразделения, не являющегося филиалом или представительством . В связи с исполнением данной обязанности организациями при осуществлении налоговыми органами налогового контроля часто возникают споры о правомерности привлечения к ответственности по п. 1 ст. 116 НК РФ. Возникновение данной правовой проблемы связано со следующим.
———————————
П. 2 ст. 23 НК РФ.

Санкция за налоговое правонарушение, предусмотренное пунктом 1 ст. 116 НК РФ, установлена в виде штрафа за нарушение сроков постановки на учет в налоговых органах в размере 10 тыс. рублей.

Следует отметить, что судебной практикой и разъяснениями финансовых органов определены случаи, при которых исключается ответственность за данное налоговое правонарушение. Так, не применяется ответственность за неподачу заявления о постановке на учет или уклонение от постановки на учет в налоговом органе по основанию, указанному в ст. 83 НК РФ, в случае если налогоплательщик уже состоит на учете в этом же самом налоговом органе по иному основанию, предусмотренному ст. 83 НК РФ . До 2013 года при решении схожих дел суды руководствовались п. 39 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2001 года N 5. Однако с 2013 года в результате изменения судебной практики, и в частности отмены указанного постановления , данное правило не применяется к налогоплательщикам, перешедшим на уплату единого налога на вмененный доход .
———————————
Письмо Министерства по налогам и сборам РФ от 8 августа 2001 года N ШС-6-14/[email protected] // Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. 2001. N 10; Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 декабря 2012 года N Ф09-12343/12 по делу N А34-1580/2012 // Документ опубликован не был.

Читайте так же:  Нужна ли прописка в паспорте при пересечении границы

П. 83 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года N 57 // Документ опубликован не был.

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 апреля 2013 года по делу N А56-32161/2012 // Документ опубликован не был.

Комментарий п. 1 ст. 116 НК РФ не будет полным без рассмотрения аналогичного правонарушения, установленного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).
———————————
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. N 1. Ст. 1.

Таким образом, административную ответственность за нарушение порядка постановки на учет несут только должностные лица организаций. К физическим лицам (в том числе и индивидуальным предпринимателя) и организациям как самостоятельным лицам ответственность не применяется.

Рассмотрим состав налогового правонарушения, связанный с ведением деятельности без постановки на учет.

Пункт 2 ст. 116 НК РФ устанавливает ответственность за ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговых органах по основаниям, предусмотренным НК РФ. Необходимо отметить, что круг субъектов по данному составу отличается от рассмотренного ранее. К ответственности за указанное налоговое правонарушение привлекаются только организации и индивидуальные предприниматели, но не физические лица как таковые.

Санкция за данное правонарушение установлена в виде штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тыс. рублей.

Как было указано выше, в ст. 83 НК РФ подчеркивается, что постановка на учет в налоговых органах осуществляется независимо от наличия обязательств по уплате налогов и сборов. Однако санкция, установленная п. 2 ст. 116 НК РФ, предусматривает наличие определенного дохода у налогоплательщика, с которого и взыскивается процент. В этом случае возникает вопрос, должна ли деятельность, осуществляемая без постановки на учет, приносить доход для привлечения к ответственности по п. 2 ст. 116 НК РФ. Отсутствие надлежащего законодательного регулирования приводит к различному толкованию данного положения налоговыми органами, налогоплательщиками и судами. Так, налоговые органы при проведении мероприятий налогового контроля не принимают во внимание факт получения налогоплательщиками дохода от ведения деятельности без постановки на учет. Решения налоговых органов закономерно вызывают несогласие налогоплательщиков, и споры по ним разбираются в судебном порядке.

Документы опубликованы не были.

Субъектами правонарушения, установленного п. 2 ст. 116 НК РФ, как было замечено ранее, являются организации и индивидуальные предприниматели. На практике нередко возникает вопрос, следует ли привлекать к ответственности индивидуальных предпринимателей, не вставших на налоговый учет в качестве таковых, однако имеющих свидетельство ИНН, в качестве физических лиц (то есть вставших на учет в качестве физических лиц, а не индивидуальных предпринимателей). Данный пробел законодательного регулирования достаточно успешно восполняется судебной практикой. При рассмотрении споров налогоплательщиков с налоговыми органами по поводу привлечения к ответственности по вышеуказанному основанию суды практически всегда встают на сторону налогоплательщика . Таким образом, индивидуальные предприниматели, не вставшие на учет в качестве таковых, однако все равно имеющие свидетельство ИНН, не должны привлекаться к налоговой ответственности по п. 2 ст. 116 НК РФ.
———————————
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 21 ноября 2013 года по делу N А64-1081/2013 // Документ опубликован не был.

Рассматриваемый состав налогового правонарушения связан с аналогичным составом административного проступка. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за аналогичное правонарушение. Рассмотрим состав, предусмотренный ч. 2 ст. 15.3 КоАП РФ.

Указанная норма предусматривает ответственность за нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет. Таким образом, объективная сторона рассматриваемого проступка включает в себя два деяния: нарушение срока постановки на учет и ведение деятельности без постановки на учет. Необходимо отметить, что только одновременное совершение обоих деяний образует состав рассматриваемого административного проступка.

Санкция за совершение административного правонарушения по ч. 2 ст. 15.3 КоАП РФ предусмотрена в виде штрафа в размере от 2 до 3 тыс. рублей.

Субъектами являются должностные лица, определяемые в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ, за исключением индивидуальных предпринимателей. Таким образом, рассматриваемые составы, предусмотренные НК РФ и КоАП РФ, также отличаются по кругу субъектов. Пункт 2 ст. 116 НК РФ распространяет свое действие на организации и индивидуальных предпринимателей, в то время как субъектом правонарушения по ч. 1 ст. 15.3 КоАП РФ являются только должностные лица организаций.

В заключение хотелось бы обратить внимание читателя на недостаток в правовом регулировании привлечения к налоговой ответственности за нарушение порядка постановки на учет в налоговых органах.

При рассмотрении составов налоговых правонарушений, предусмотренных п. 1 и п. 2 ст. 116 НК РФ, представляется необходимым указать на проблему их соотношения. В правоприменительной практике часто возникает вопрос о правомерности привлечения к ответственности по п. 2 ст. 116 НК РФ. Законодательно не урегулировано, по истечении какого именно срока необходимо считать, что лицо ведет деятельность без постановки на учет в налоговом органе. В связи с этим возникает пробел в праве.

Судебная практика, посвященная данному вопросу, неизвестна. В ранее действовавших редакциях НК РФ был установлен срок в 90 дней, по истечении которого налогоплательщика, не вставшего на учет, налоговый орган вправе привлекать к налоговой ответственности за ведение деятельности без постановки на учет. В действующей редакции Налогового кодекса Российской Федерации существует пробел законодательного регулирования, что создает опасность злоупотребления налоговыми органами и судами своими правами.

Однако представляется возможным преодоление указанного пробела в праве с помощью аналогии закона, а именно посредством применения аналогичной нормы КоАП РФ. Как было сказано выше, при установлении ответственности за аналогичные административные правонарушения такого пробела нет: ч. 2 ст. 15.3 КоАП РФ устанавливает санкцию за ведение деятельности без постановки на учет, сопряженное с нарушением срока постановки на учет. Таким образом, оба этих деяния должны выполняться одновременно. Представляется возможным изменение состава налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 116 НК РФ, в соответствии с аналогичным составом в КоАП РФ.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://www.nalkod.ru/statia116

Налоговый кодекс ст 116
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here